Биологи оценили общее количество видов на Земле

Новые виды обнаруживают постоянно. На снимке одна из девяти новых видов лягушек с «клыками», пополнивших копилку знаний биологов в 2011 году (фото Rafe M. Brown).

На нашей планете обитает 8,7 миллиона видов (плюс-минус 1,3 млн), и 80% из них до сих пор не открыты. К такому выводу пришли учёные, тщательно изучившие существующую классификацию и предсказавшие её будущее.

Ранее биологи терялись в догадках, сколько видов животных, растений, грибов, бактерий и вирусов обитает на нашей планете. Оценки расходились на порядки: от 3 до 100 миллионов видов.

Камило Мора (Camilo Mora) из университета Гавайев и его коллеги из канадского университета Далхаузи (Dalhousie University) определили масштабируемые схемы, присутствующие в биологической систематике на разных уровнях (царство, тип, класс и так далее) и позволяющие предсказать общее число видов планеты, исключая бактерии и прочие микроорганизмы.

Большинство видов, вероятно, так и не будут открыты. Вымрут из-за человеческого воздействия на окружающую среду (фото Alexander Wild).

Так, чем выше мы поднимаемся по этой пирамиде жизни, тем реже случаются новые открытия. (Сообщения об описании новых родов иногда приходят, а вот новостей об открытии новых семейств и уж тем более классов в последние годы не было.) Это и прочие умозаключения приведены в статье, опубликованной в открытом доступе в журнале PLoS Biology.

В ходе работы биологи обнаружили несколько других любопытных фактов. Например, анализ показал, что некоторые группы изучены лучше других: 72% предсказанных наземных растений (около 298 тысяч видов) уже задокументированы, в то время как наземных животных «поймано» лишь 12%, а наземных грибов – и вовсе лишь 7%.

Вообще, со времён, когда Карл Линней предложил первую таксономическую классификацию, прошло 250 лет. С тех пор было описано порядка 1,2 миллиона видов (около 14% от предсказанных Морой со товарищи).

На то, чтобы открыть хотя бы 99% всех видов, существующих на Земле, 300 тысячам специалистам-систематикам понадобится более 1000 лет и (по нынешним ценам) примерно $364 миллиарда (фото Paul S. Hamilton/RAEI).

Зачем биологам представление о том, сколько именно видов обитает на нашей планете? Мора считает, это знание удовлетворит базовый научный интерес. Впрочем, это не только фундаментальные данные, есть в них и кое-какое практическое значение. Не зная, сколько на Земле животных и растений, учёные не могут сказать, какое количество мы можем себе позволить потерять, чтобы остались стабильными те экосистемы, от которых зависит жизнь всего человечества.

Однако более точных данных (а не плюс-минус миллион, как сейчас) мир не получит и в ближайшие несколько веков, уверены исследователи.

Биологи раскрыли секрет миелинизации аксонов

11 августа 2011

Плотоядное растение поймало птицу

10 августа 2011

Открыто использование грызунами древесного яда для защиты

3 августа 2011

Китайцы нашли величайший гриб

1 августа 2011

Биологи объяснили различия в размерах мозга людей

29 июля 2011
  • Антон Хорюков  24 августа, 19:03
    Ээм... И всё таки не совсем понятно, как можно оценить количество ещё не открытых видов, если они ещё не открыты...?
  • Юлия Рудый  24 августа, 19:18
    Это своего рода экстраполяция :)
  • Виктор Турушев  24 августа, 19:21
    Построить схему уже открытых видов, с сопутствующими показателями и продолжить логическое построение предполагаемых открытий. Получится одна или несколько условных пирамид.
  • Миша Миронов  25 августа, 19:29
    кажется есть такое правило :)
  • Семён Воловник  24 августа, 20:54
    Я бы даже сказал: о-о-очень условных.
  • Александр Вихров  24 августа, 21:57
    Я бы сказал странно условных. Бросается в глаза диссонанс между 72% уже открытых растений и на порядок меньший % уже открытых грибов.
    Ну и всего 12% найденных видов животных в наш век выглядит уж очень странным. Что-то не так с предсказательностью.
  • Poмaн Coлжeницын  24 августа, 22:49
    У грибов недавно произошло большое пополнение:
    elementy.ru/news/431597
  • Николай Захаров  24 августа, 22:51
    А если предположить, что по 72% открыто и тех и тех и тех?
  • Валерий Нестеров  25 августа, 17:43
    «на порядок меньший % уже открытых грибов»
    Грибы это ещё и плесень. Повсеместна как бактерии, но плохо классифицирована.